Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Особенности изучения этнического развития  сингальского геоэтноса.

 

Женщина-корова.(Камадхену). Персонаж индийских мифов. Современная  скульптура. Малайзия. фото Лимарева В.Н

Вести исторические хроники у индийцев не было принято, и поэтому все письменные сведения  о Древней Индии преимущественно черпаются из религиозной литературы.  Эти сведения подтверждаю или дополняют археологическими раскопками на территории Индии.

Для изучения жизни Индии начала 1 тысячелетия до н.э.  исследователи обращаются к  Ведам: «Ригведа (Гимны), Самоведа (песнопения), Яджурведа (жертвенные формулы и толкования), Атхарваведа (магические формулы).

Ригведа сложилась на рубеже 2-1 тыс. до н.э.  В текстах «Ригвет» много исторических материалов. О политической организации и социальных отношениях ранневедийской эпохи.

Атхарваведа сложилась в более позднее время: 7-6 век до н.э.

Изложение материала отличается конкретностью и историчностью и важна для установления возникновения буддизма и позднейших религиозно-философских систем, а так для изучения хода развития государственности  и образования первых государств в долине реки Ганг.

Таким образом, свидетельства Вед  рисуют нам картину общественной жизни Индии. Однако они требуют определенного критического анализа, так как являются предметом устного творчества. Устная передача осуществлялась  из поколения в поколение, пересказчики пытались сохранить первоначальный смыл, но не стремились к точности. Ряд текстов  Вед было оформлено письменно только в первом веке нашей эры.

Арийский Бог Солнца - Сурья.

В ведический период в Индии складывалось эпическое творчество.

Эпические поэмы  «Махабхарата» и «Рамаяма»  складывались на протяжении многих столетий  в первом тысячелетии до н.э.  Авторов их было множество,  т.к. при устной передаче происходили бесчисленные добавления и  изменения.

В поэмах  переплелись, правда  с  вымыслом  и аллегорией и  поэтому для поиска исторической правды  о жизни в государствах Индии они дают немного.  Имея многообразие жизненных сюжетов,  исследователи имеют огромный материал для изучения обычаев и культуре индийцев, информацию о правах и обязанностях индийцев, о политической организации  и государственном управлении.

Основным историческим источником  для исследователей являются Пураны – сборники древних мифов и исторических придания. В них много данных о племенах, народностях, династиях, исторических событиях.  Однако они не позволяют проследить ход исторических событий в полной мере.

Сведения, которые непосредственно касаются  этногенеза  сингальского геоэтноса,  черпаются  в основном их буддийских религиозных источников, но здесь те же проблемы, что и при изучении ведического эпохи Индии.  Основным источником является религиозная литература.

Академик Ф.И. Щербаков изучавший буддизм в середине 20 века  писал:  «Хотя с того времени, когда было начато изучение буддизма в Европе, прошло 100 лет, мы до сих пор, блуждаем в потомках относительно важнейших положений этой религии». В последующем, исследователи в той или иной мере высказывали аналогичные суждения.

До настоящего времени  ряд ведущих ученых отрицают историчность Будды, и этим самых ставится под сомнение достоверность  всех  исторических сведений, которые можно подчеркнуть в буддийской религиозной литературе.

Наиболее ранее жизнеописание  Будды появилось через 500 лет после предполагаемой смерти Великого учителя, в 1  веке до н.э.

Эти сведения все же заставляют поверить в историчность происходящих  в Индии   Шри-Ланке событий и в  то, что Будда действительно жил в 6 веке до н.э.  и   был основателем буддизма.

Но ставится под сомнение, что он является единственным создателем вероучения.

Будда, т.е,  Шакьямуни,  был основатель буддийской монашеской общины,  в общине на протяжении веков создавалось учение, авторство которого, в полном объеме,  приписывается  самому Будде.

В 6-3 века  до н.э. - период появления многих религиозно - философских систем, в это время была острая борьба различных направления в идеологии. Одни учения были направлены на сохранение и упрочнение существующего общественного порядка, другие стремились его изменению.

В этих условиях, очевидно, видоизменяясь, учение Будды и оказалось,  если не абсолютным победителем, то, по крайней мере, той религиозной системой, которая выстояла в борьбе и, пустив корни в Шри-Ланке, затем было распространено проповедниками  в Азии.

О том, как развивались буддийские общины в 6-3 веке до н.э. почти ничего неизвестно, но это, несомненно, был инкубационный период,  во время которого вырабатывались основные принципы учения и принципы существования буддийских общин.  В 3 веке инкубационный период закончился,  и учение было официально признано  государственной властью.

Это очень систематизируется  и записывается монахами во 2-1 веке до н.э. и принимается как канон. В 1 в до н.э. создается первое  жизнеописание Будды.

Цейлонские исторические записи о минувших событиях «Дипавиша», составленная около 4 века до н.э и «Михаванша» около 5 века до н.э. малодостоверны.

В середине 1 тыс. до н.э. на Севере Индии о Шри-Ланке имели смутное представление. Считалось что Цейлон (Шри-Ланка) находятся на краю земли и населена демонами-ракшасами. В действительности до прихода туда первых переселенцев арийцев их Северной Индии местное население находилось на уровне каменного века и поэтому, естественно, принималось образованными арийцами, как демонические силы.

Я соглашусь с тем, что в настоящее время нельзя с полной уверенность утверждать, что записанное учение является учением самого Будды, и изложенные там исторические события действительно имели место,  но будем условно считать, что  сведения имеют большую степень достоверности и могут быть приняты для  изложения краткой истории  сингальского геоэтноса.

При этом, я предполагаю явный вымесил исключать,  используя  положения «теории этногенеза» и «теории этновзрыва».

Мучения, которые принимали первые буддисты на острове Шри-Ланка от демонов-рикшасов. Современная живопись в буддийском храме. Шри-Ланка. Фото Лимарева В.Н

Литература:

"История древнего мира". А.Н. Бадак, И.Е. Войнич. и др.  Минск. 2000 г.

Кочетов А.Н. "Буддизм" Москва. Наука. 1983 г.

  • главная