Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Краткая история геоэтноса сингалы.

(факты без комментария)

Фаза: Рассеивание:

(Этническая история в хронологическом порядке.)

 

Лапы льва.(Вход на цитадель Сигирии). Сигирия. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

Первая половина 5 века.

Буддист.(Средневековая статуя). Сигирия. Шри-Ланка. Фото Лимарева В.Н.

Монах Буддхагхоша создает дополнение к канонам буддийской школы тхеравада.

Буддхагхоша «голос Будды» родился в Магадхе во время, когда власть принадлежала Гуптам - приверженцам индуизма,  недалеко от  Бодхгая, места, где Будда достиг просветления. Буддхагхоша родился в брахманской семье, но заинтересовался  буддизмом и стал буддийским монахом. В буддийских монастырях Магадхи он изучил буддийские каноны,  там он написал несколько религиозных трактатов. Наиболее известен его оригинальный труд «Висуддхи-магга» («Путь к чистоте»), три части которого соответствуют триаде буддийских монашеских практик: нравственности, сосредоточенному созерцанию и мудрости (шила-самадхи-праджня). Для знакомства с традиционным  (ортодоксальным) буддизмом   Буддхагхоша отправился в Анурадхапуру и поселился в монастыре Махавихара, центре ортодоксального буддизма на Шри-Ланке (направление в буддизме  хинаяна, школа Тхеравада).  Изучив работы по буддизму в библиотеке монастыря, Буддхагхоша составил комментарий (Аттхакатха) на пали к большей части Типитаки, и вернулся в Индию.

Его деятельность по переводу сингальских комментариев к буддийскому канону с древнесингальского на пали имели своей целью сделать сингальскую традицию более доступной, обеспечить ее распространение и за пределами Ланки.

Труды Буддхагхоша канонизированы буддистами школы Тхеравада.

Начало 5 века.

Карта Шри-Ланки 5 века.

Перевод буддийских сутр на китайский язык.

В 5 в. н. э. активизируется буддизм в Китае, где монах Кушраджива и его ученики перевели будд. сутры на кит. язык, в результате чего учение Будды стало чрезвычайно популярным сначала у просвещенной знати, а затем в результате синкретизма буддизма с даосизмом у народа.  

410 - 432 г н.э.

Маханама - правитель царства Раджараттха  со столицей в Анурадхапуре.

В период правления короля Маханама  главное государства Шри-Ланки Раджараттха процветало.

Король Маханама был покровителем ремесел и искусств.

В 411-413  г  Шри-Ланку посетил известный китаец буддийский монах паломник  Фа-Сянь. Он прожил в монастыре Абхаягири два года, где изучал древние буддийские рукописи.  Абхаягири, где был центр буддистов направления махаяна, в это время процветал под покровительством короля Маханама. В монастыре жили 5 тысяч монахов.  В монастыре был холм, на котором стояла статуя Будды, сделанная из зеленого нефрита, высотой около двадцати футов. Статуя Будды сияет семью драгоценными камнями, и ее блеск и величие не поддается описанию. В правой руке она держит бесценный жемчуг». Фа-Сянь говорит также, что Священный Зуб Будды находился в этом монастыре в течение трех месяцев каждого года.

Королевская свита. (Средневековая живопись.) Шри-Ланка.

Другой крупный буддийский монастырь, в котором жили буддисты махаяна, был в Сигирии, там же была и резиденция короля. Вероятно, при короле Маханама была построена на горе в Сигирии  крепость, где  у подножья горы была царская резиденция  с бассейнами, парками и фонтанами. Из резиденции поднималась дорога в гору, на скале  вдоль дороги были созданы фрески, напротив фресок - зеркальная стена на которой эти фрески отражались. Фрески, изображающие процессию принцесс или дворцовых дам, всего около 500 фресок (сохранились только 18). Далее был проход на вершину горы между лапами огромного льва. На вершине горы так же был дворцовый комплекс с бассейнами и садами.

Знатная дама. 5 век. Сигирия. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

В официальной столице Анурадхапуре в это время был квартал предназначенный для проживания иностранных купцов. В городе проживала небольшая персидская христианская колония, о чем говорит найденный несторианский крест.   Торговые же связи Шри-Ланки были в это время с  Римской империей, о чем свидетельствуют латинские медные монеты 4 века н.э. найденные, как   Анурадхапуре, так и в Сигирии. Главным порт острова находился  на севере- западе  в Махатиттхе.

Царь Маханама владел не всем островом, на юге острова существовали другие буддийские государства. Это Рохана и Малая.

Дворцовый комплекс 5 века на вершине горы. 5 век. Сигирия. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

432-434 г н.э.

Смутное время на Шри-Ланке. 

Со смертью Маханамы, не оставившего прямых наследников, основная линия династии Ламбакарна пресеклась. В Анурадхапуре началась борьба за престол. Шриланкийские хроники сообщают о коротком правлении в государстве трех царей.

 

Король Соттисена - 432 н.э.

Король Джаттагахака - 432 н.э.

Король Митрасена - 433-434 н.э.

Паломники у входа в монастырь Махавихара. Анурадхапура. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

433 - 459 г н.э.

Тамилы захватывают государство Раджараттха  со столицей в Анурадхапуре.

На юге Индии в Тамилнаде  в 5 веке гегемоном были государство Пандья со столицей в Мадурае, которая с другими тамильскими княжествами поддерживала вассальные отношения.

В 433 году, воспользовавшись смутным временем в  Раджараттхе, тамилы, возглавляемые принцем  Панду, высадились на остров и захватили Анурадхапуру, а затем и всю территорию Раджараттха. Сингальская знать бежала в горы на территорию государства Рухуна, где им удалось остановить военную экспансию тамилов. Независимым осталось и царство  Малая, в районе современного города Коломбо.

В Анурадхапуре правят наместники из Мадурае. За указанный период сменилось 6 тамильских правителей.

Проход в крепости Сигирия.  Сигирия. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

459 -477 г н.э.

Правитель государства сингалов Рухуну король Дхатусен освобождает Анурадхапуру.

Борьбу с втершимися тамилами возглавил правитель государства Рухуна король Дхатусен, и ему удалось в 459 году захватить Анурадхапуру. Король Рухана, из древнего рода Мории,  стал королем объединенного государства и основал новую династию Мории. На Шри-Ланке наступил новый мирный период,  король активно приступил к восстановлению того, что было разрушено, он в частности приводил в порядок ирригационною систему на острове. Столицей вновь стал город Анурадхапура. Вероятно север острова, включая порт  Махатиттхе, так и не был полностью им освобожден. Можно предположить, что король в правлении опирался на ортодоксов, т.к. сторонников течения хинаяна.

Ремонт ступы под наблюдением короля. Анурадхапура. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

466-476 г н.э.

Император буддист в Северной Вэй  (Китай).

В 466 году на престол взошел Тоба Хун (император Сянь Вэнь-ди), который  попал под влияние буддистов и стал ревностным  буддистом. Ознаменовавший свое царствование сооружением  гигантской статуи Будды.

Во время правления Тоба Хуна укрепилось государственность Северной Вэй. Тоба Хун  провел несколько карательных операция против кочевников, тем самым оставил грабительские набеги на Северный Китай. Успешно провел боевые операции против южан, отодвинув границы государства на юг.

В 471 г. Тоба Хун отрекся от престола в пользу своего четырехлетнего сына и ушел в буддийскую обитель спасать душу, но продолжал руководить политикой через императрицу китаянку Фэй, ставшую регентшей при малолетнем императоре Юань Хун  (Тоба Хуан 2). Управлял Тоба Хун из монастыря до 476 года.

В 475 г. Тоба Хун издал указ, запрещающий приносить в жертву животных, так как в любом из них может оказаться душа человека. Другим указом он воспретил казнить родственников преступника, как это практиковалось в Китае, ограничиваясь казнью самого виновника.

Ступа. Сигирия. Шри-Ланка. Фото Лимарева В.Н.

 

477- 495  г н.э.

Междоусобица в Шри-Ланке.

Борьба за трон в сингальском государстве началась ещё при жизни короля Дхатусену. Его сын, не имеющий право на престол Кассапа 1 (мать Кассапы была наложницей), сверг отца и объявил себя правителем. Законный наследник престола  Моггаллан 1 бежал к тамилам, и, опираясь  на вражеские войска, начал борьбу за престол. Кассапа бежал в крепость Сигирия. ( Кассапе 1 приписывают строительство этой крепости, что вызывает сомнение. Во время междоусобицы он не располагал необходимыми ресурсами, хотя работы оборонительного плана, безусловно, велись). Какой территорией владел Кассапа 1, а какой территорией  владел его брат Моггаллан, нет полной ясности. За Кассапой 1, вероятно, была Рухана и часть Раджараттхе с Сигирией, равнинная часть с  Анурадхапурой принадлежала Моггаллану 1.

В 495 году Моггаллан 1 разбил войска  Кассапы, Кассапа покончил собой,   Сигирия  стала частью его царства со столицей в  Анурадхапуре. О взаимоотношении Моггаллан 1 с тамилами нет ясности.

 

Конец 5 века н.э.

Буддизм в Индии в конце 5 века.

В империи Гуптов, буддизме был государственной религией. Буддисты не преследовались, но благодаря активной деятельности вишнуитов, объявивших, что Будда одна их аватар бога Вишну, ассимилировал.  Позиции буддизма были сильны в горных районах Магадхи.

В Бенгалии, так же вошедшей в империю Гуптов позиции буддизма были так же сильны, там не удавалась индуистом искоренить буддизм.

Бенгалия оставалась вторым центром буддизма в Индии после Шри-Ланки, там, как и на Шри-Ланке шла непримиримая борьба между двумя ветвями буддизма махаяна и хинаяна.

Фонтан 5 века. Сигирия. Шри-Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

  • главная