Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Религии мира.
  • Буддийское государство Шри-Ланка (Цейлон).

    Святое дерево Бо в городе Анурадхапура, отросток от дерева под котрым сидел Будда. Шри Ланка.  Фото Лимарева В.Н

    Город Анурадхапура расположен в 208 км. к северу от Коломбо. Точная дата основания города неизвестна. Археологические раскопки на Шри-Ланке подтверждают, что первые поселения человека в районе Анурадхапуры относятся к 5 веку до н. э.

    В 380 г. до нашей эры король Пандукабьхая утвердил Анурадхапуру, столицей первого сингальского государства.

    Отреставрированная древняя ступа в городе Анурадхапура. Шри Ланка.  Фото Лимарева В.Н

    В 13 км. к востоку от Анурадхапуры находится Михинтале — место, которое считается исходной точкой распространения буддизма на Шри-Ланке. Это скалистая гора, где, солгано легенде, Махинде, сын императора Индии Ашоки (правитель империи Мауриев с 273 по 232 год до н.э.), посвятил в буддизм короля Деванампиятиссу в 247 г. до н.э.

    Махинде в золотом сосуде привел в  Шри-Ланку побег священного дерева Бо (фикус), которое было отростком  от дерева,  под которым получил просветление Будда.

    Процедура перадачи принцем Махинде отростка дерева Бо правителю сингалов Деванампиятиссу в 3 век до н.э.  в городе Анурадхапура. Шри Ланка.  Фото Лимарева В.Н

    В  городе Анурадхапура до настоящего времени, согласно легенде, продолжает расти это дерево, и сигналы утверждают, что святому дереву в Шри-Ланке более 2 тыс. лет и является старейшим деревом на земле.

    Ритуал преподношения цветов священому дереву Бо (за решеткой) в городе Анурадхапура. Шри Ланка.  Фото Лимарева В.Н

    В  городе Прапрапра...внуки этого дерева сейчас в Шри-Ланке растут повсеместно у каждого храма и в монастырях. Сингалы выработали обряд поливки верующими правнуков этого дерева. Поливку может осуществить каждый верующий в соответствии ритуальными предписаниями.

    Ритуал поливки  дерева Бо в буддийском храме. Шри Ланка.  Фото Лимарева В.Н

    Город Анурадхапура для мировой цивилизации имеет такое же значение, как город Иерусалим.

    Утвердившись в Шри-Ланке классический  буддизм, трансформировался в  учение ханаяма.

    Затем распространился на Бирму, Таиланд, Лаос, Камброджу…Малайзию и до настоящего времени процветает там, в форме тхеравада.

    Ритуальное шествие буддийских паломников с более чем 300 метровым буддийским флагом для опоясывания им пирамиды  в городе Анурадхапура.  Шри  Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

    Город Анурадхапура  священный город для всех буддистов, где кроме святыни дерева Бо, в одной из ступ замурован кушак, которым опоясывался Будда, и другие религиозные святыни.

    Для туристов город Анурадхапура - город музей. Раскопано и частично реставрируются древние постройки города. На территории города находится фрагменты древних построек. Это дворцы царей, монастыри, ступы. Впечатление производят три огромные ступы, (одна их них полностью восстановлена), размеры которых превышают сто метров в вышину и сто метров диаметре. Эти ступы были построены на рубеже нового тысчалетия (1 в до н.э. -2 век н.э.)

    Остатки дворцового комплекса  в городе Анурадхапура.  Шри  Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

      Все ступы в городе Анурадхапура , включая построенные наше время, содержат маленькие частицы физических останков Будды, буддийского святого или построены на месте, где произошли важные религиозные события.

    Монах вынимает Зуб Будды во время его кримации из погребального костра. Фрагмент живописи в храме Зуба Будды.  Фото Лимарева В.Н

    Согласно легенде во время кремации Будды из погребального костра один из учеников Будды достал  зуб Будды. Более 9 веков зуб, как святыня, хранился и передавался из рук в руки буддистами Индии.  В 371 году «Зуб Будды» был передан индийским правителем буддистам Шри-Ланки, и с тех пор считается главной буддийской  святыней.

    Правитель сингалов в 4 веке в городе Анурадхапура прикланяется перед Зубом Будды. (современная живопись в храме Зуба Будды).  Канди.  Шри  Ланка.  Фото Лимарева В.Н.

    На протяжении тысячелетий Шри-Ланка пережила взлет и  падения государственности,  оккупацию острова индуистами тамилами, затем на остров пришли незваные гости португальцы, которых сменили голландцы.

    Во время этих завоеваний  в Шри-Ланке оставались независимые территории, которыми управляли правители  буддисты, тщательно хранившие святыню – "Зуб Будды".

    Во времена, когда сингальское государство было монархией, был разработан ритуал торжественного показа народу "Зуба Будды". Буддийский праздник Асола Перахара. В соответствии с ритуалом Зуб Будды погружали в специальном ларце на украшенного слона и повозили по городу. Процессию сопровождали монахи и высшие должностные лица государства, а так же музыкальное сопровождение и танцами… Раньше считалось обязательным участие в этих процессиях правителя Кандинского царства, поскольку владение реликвией давало ему право на занятие престола этой страны (в настоящее время те же функции исполняет глава городской администрации).

    Ритуальное шествие с Зубом Будды  в городе Канди. Шри Ланка. Фрагмент живописи в храме Зуба Будды.  Фото Лимарева В.Н

    С 1795 году г. в Шри-Ланку началась экспансия англичан, боровшихся с голландцами за право владеть островом; в 1796 году  голландские владения были полностью завоёваны англичанами.

    В 1802 году Цейлон был объявлен колонией Британии. Последнее сингальское королевство со столицей в городе Канди, было ликвидировано англичанами в 1815 году, монарх был низложен; вся территория острова стала колонией Британской империи.

    «Зуд Будды» был захвачен англичанами и предполагался для отправки в британский музей, но на острове начались волнения и, опасаясь восстания, англичане вернули  сигналам их святыню, и до настоящего время святыня хранится во дворце свергнутого сингальского короля переделанного в «храм Зуба Будды» в городе Канди. (Храм Далада Малигава)

    Место хранения Зуба Будды в храмовом комплексе  Зуба Будды.  Фото Лимарева В.Н

    В 1948 году Шри-Ланка  получила независимость, будучи преобразованной в британский доминион Цейлон.

    1956 году к власти на Цейлоне пришли сингальские националисты. Официальным языком Цейлона вместо английского стал сингальский, что привело к волнениям среди тамилов и убийству премьер-министра. В 1957 году с острова были убраны британские базы, и Цейлон официально стал «неприсоединившимся государством».

    Англичане возвращают Зуб Будды буддитам Шри Ланки. Живопись в храме Зуба Будды. Шри Ланка. Фото Лимарева В.Н

    В 1972 году была принята новая конституция, в соответствии с которой страна стала республикой, а её название сменилось с «Цейлон» на «Шри-Ланка».

    Паломники, монахини из Малайзии,  в храмовом комплексе  Зуба Будды.  Фото Лимарева В.Н

    В 1973 году против власти сингалов подняли восстание тамилы (15% населения), исповедующие индуизм, война продолжалась до 2009 года и закончилась установлением в Шри-Ланки тоталитарного правления «президента» Махинда Раджапаксе, опорой которого является буддисты и буддизм фактически государственной религией.

    Преклонение перед монахом. Настенная агитационная живопись в Шри Ланке. Коломбо. Фото Лимарева В.Н.


  • главная

  •