Лимарев В.Н.
Особенности изучения
этнического развития сингальского
геоэтноса.
Вести исторические хроники у индийцев не было принято, и поэтому все письменные сведения о Древней Индии преимущественно черпаются из религиозной литературы. Эти сведения подтверждаю или дополняют археологическими раскопками на территории Индии.
Для изучения жизни Индии начала 1 тысячелетия до н.э. исследователи обращаются к Ведам: «Ригведа (Гимны), Самоведа (песнопения), Яджурведа (жертвенные формулы и толкования), Атхарваведа (магические формулы).
Ригведа сложилась на рубеже 2-1 тыс. до н.э. В текстах «Ригвет» много исторических материалов. О политической организации и социальных отношениях ранневедийской эпохи.
Атхарваведа сложилась в более позднее время: 7-6 век до н.э.
Изложение материала отличается конкретностью и историчностью и важна для установления возникновения буддизма и позднейших религиозно-философских систем, а так для изучения хода развития государственности и образования первых государств в долине реки Ганг.
Таким образом, свидетельства Вед рисуют нам картину общественной жизни Индии. Однако они требуют определенного критического анализа, так как являются предметом устного творчества. Устная передача осуществлялась из поколения в поколение, пересказчики пытались сохранить первоначальный смыл, но не стремились к точности. Ряд текстов Вед было оформлено письменно только в первом веке нашей эры.
В ведический период в Индии складывалось эпическое творчество.
Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяма» складывались на протяжении многих столетий в первом тысячелетии до н.э. Авторов их было множество, т.к. при устной передаче происходили бесчисленные добавления и изменения.
В поэмах переплелись, правда с вымыслом и аллегорией и поэтому для поиска исторической правды о жизни в государствах Индии они дают немного. Имея многообразие жизненных сюжетов, исследователи имеют огромный материал для изучения обычаев и культуре индийцев, информацию о правах и обязанностях индийцев, о политической организации и государственном управлении.
Основным историческим источником для исследователей являются Пураны – сборники древних мифов и исторических придания. В них много данных о племенах, народностях, династиях, исторических событиях. Однако они не позволяют проследить ход исторических событий в полной мере.
Сведения, которые непосредственно касаются этногенеза сингальского геоэтноса, черпаются в основном их буддийских религиозных источников, но здесь те же проблемы, что и при изучении ведического эпохи Индии. Основным источником является религиозная литература.
Академик Ф.И. Щербаков изучавший буддизм в середине 20 века писал: «Хотя с того времени, когда было начато изучение буддизма в Европе, прошло 100 лет, мы до сих пор, блуждаем в потомках относительно важнейших положений этой религии». В последующем, исследователи в той или иной мере высказывали аналогичные суждения.
До настоящего времени ряд ведущих ученых отрицают историчность Будды, и этим самых ставится под сомнение достоверность всех исторических сведений, которые можно подчеркнуть в буддийской религиозной литературе.
Наиболее ранее жизнеописание Будды появилось через 500 лет после предполагаемой смерти Великого учителя, в 1 веке до н.э.
Эти сведения все же заставляют поверить в историчность происходящих в Индии Шри-Ланке событий и в то, что Будда действительно жил в 6 веке до н.э. и был основателем буддизма.
Но ставится под сомнение, что он является единственным создателем вероучения.
Будда, т.е, Шакьямуни, был основатель буддийской монашеской общины, в общине на протяжении веков создавалось учение, авторство которого, в полном объеме, приписывается самому Будде.
В 6-3 века до н.э. - период появления многих религиозно - философских систем, в это время была острая борьба различных направления в идеологии. Одни учения были направлены на сохранение и упрочнение существующего общественного порядка, другие стремились его изменению.
В этих условиях, очевидно, видоизменяясь, учение Будды и оказалось, если не абсолютным победителем, то, по крайней мере, той религиозной системой, которая выстояла в борьбе и, пустив корни в Шри-Ланке, затем было распространено проповедниками в Азии.
О том, как развивались буддийские общины в 6-3 веке до н.э. почти ничего неизвестно, но это, несомненно, был инкубационный период, во время которого вырабатывались основные принципы учения и принципы существования буддийских общин. В 3 веке инкубационный период закончился, и учение было официально признано государственной властью.
Это очень систематизируется и записывается монахами во 2-1 веке до н.э. и принимается как канон. В 1 в до н.э. создается первое жизнеописание Будды.
Цейлонские исторические записи о минувших событиях «Дипавиша», составленная около 4 века до н.э и «Михаванша» около 5 века до н.э. малодостоверны.
В середине 1 тыс. до н.э. на Севере Индии о Шри-Ланке имели смутное представление. Считалось что Цейлон (Шри-Ланка) находятся на краю земли и населена демонами-ракшасами. В действительности до прихода туда первых переселенцев арийцев их Северной Индии местное население находилось на уровне каменного века и поэтому, естественно, принималось образованными арийцами, как демонические силы.
Я соглашусь с тем, что в настоящее время нельзя с полной уверенность утверждать, что записанное учение является учением самого Будды, и изложенные там исторические события действительно имели место, но будем условно считать, что сведения имеют большую степень достоверности и могут быть приняты для изложения краткой истории сингальского геоэтноса.
При этом, я предполагаю явный вымесил исключать, используя положения «теории этногенеза» и «теории этновзрыва».
Литература:
"История древнего мира". А.Н. Бадак, И.Е.
Войнич. и др. Минск. 2000 г.
Кочетов А.Н. "Буддизм" Москва. Наука. 1983 г.
главная