Лимарев В.Н.
Католицизм
в Шри-Ланке – наследие португальцев.
Португальцы
впервые посетили остров Шри-Ланка в 1505 году. В 1518
году, получив разрешение от местного царька, они
обосновались в районе современного Коломбо, в городе Котте,
сейчас этот район считается столицей Шри-Ланки городом Шри-Джаяварденепура-Котте,
В 1521 году, вмешавшись или организовав семейные распри в
королевской семье местного правителя,
португальцы усадили на престол марионетку,
и фактически власть в государстве Котта
перешла к португальцам.
Власть португальцев распространялась на узкую полосу побережья к
северу и к югу от современного Коломбо. Основным занятие португальцев была
торговля корицей, коричное дерево, из
коры которого изготавливают корицу, прорастало в этом районе Шри-Ланки.
Официально, главным смыслом пребывание португальцев на острове
было обращение в католицизм местного населения, и португальские миссионеры с
большим упорством, и методично приобщали сингалов к истиной вере, т.е. католицизму. Но если судить
по результатам их деятельности буддисты-сингалы не
очень охотно становились католиками, а насильственной канализации не было.
С
1543 года на острове начала действовать францисканская миссия, а к концу
португальского правления на Шри-Ланке действовали ещё иезуиты, доминиканцы и августинианцы.
На севере и северо-западе
Шри-Ланки в это время существовало тамильское государство Джафна, которое
постоянно враждовало с сингальскими государствами, занимавшими другие части
острова Цейлон. Тамилы, в отличие от сингалов, были индуистами.
Индусы-тамилы
боле охотно, чем сингалы переходили в католическую
веру.
В
40-е годы XVI века началось португальское вмешательство во внутренние дела Джафны. Активная миссионерская деятельность католических
священников привела к созданию многочисленной тамильской христианской общины на
северном и северо-восточном побережье острова. В 1560 году португальцы захватили тамильское государство Джафна и усадили на престол
марионеточного правителя.
Активную
военную и миссионерскую деятельность португальцы вели и в отношении
неподконтрольному португальцам населению.
Год
спустя индуистская тамильская знать организовала
заговор, и марионеточный правитель Итириманн Чинкам
был вынужден бежать в португальский форт. Португальские войска жестоко
расправились с участниками заговора, и вновь водворили на трон своего
ставленника.
В
1620-1630-х годах португальцы организовали несколько военных экспедиций на
территорию сингальского государства Канди, расположенного в центре острова, но им не удалось удержать захваченных позиции.
Государство Канди
сохраняла за собой всю прежнюю территорию, но обязалась выплачивать
португальцам дань; также по условиям договора к португальцам отошёл важный
стратегический пункт на восточном побережье острова — форт Баттикалоа.
Миссионерская
деятельность в государстве Канди не имела успеха.
Война меду Португалией
и Голландией за господство в Индийском океане коснулась и португальских
владений в Шри-Ланке. Голландцы, опираясь на сингалов,
в 1656 году захватили оплот португальцев государство Котее
со столицей Коломбо и марионеточное португальское государство Джафну.
С окончанием
господства португальцев в Шри-Ланке начинается новый период в истории острова.
Предприимчивым и веротерпимым голландцев мало интересовала пропаганда христианства
на острове, они были протестанты. И хотя по имеющимся данным голландцев якобы
удалось обратить в христианства 21% населения, но это было скорей формальность,
а не истинное приобщение к заморской вере сингалов.
Англичан,
сменивших голландцев, так же, как и голландцев, больше волновала коммерция на острове, чем распространение христианства, они, войдя в
соглашение с буддийским духовенством, стали эксплуатировать местное население,
как собственно буддистов, так и тамилов-идуистов,
мусульман и местных католиков-христиан.
Что касается
католицизма, в который португальцы обратили значительную часть тамилов, то католицизм
укоренился и в настоящее время в районе Коломбо и к северу от Коломбо, где
раньше существовало тамильское государство Джафна.
Там проживает католическое население Шри-Ланки; мало буддийских комплексов, преобладают индийские и католические
храмы.
Согласно
данным переписи 2001 года, затронувшей лишь 18 из 25 округов страны,
76,7 % населения составляют буддисты тхеравады, 7,8 % — индуисты , 8,5 % — мусульмане 6,1 % — христиане-католики и 0,9 %
— представители других вероисповеданий.
Так
вот, в эти 0,9 процентов, и входит наследия голландского и английского
владычества протестантизм.
Приложение:
Процентное
отношение католиков к общему числу верующих в различных районах Шри-Ланки.
Государство
Котте, Джафна, Канди и другие государства на острове Шри-Ланка
в 17 веке.
главная