Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Буддийские соборы.



543–542 г до н.э

Первый буддийский собор.

Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошёл первый буддийский собор собранный учеником Будды Махакашьяпа (Кашьяпа), который по завету Будды после его смерти возглавил буддийскую общину. Когда собрались все ученики Будды и трое из них — Ананда, Упали и Махамаудгальяяна на память воспроизвели все, чему учил Будда — нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), проповеди и поучения Будды (Сутры) и его философское учение, «сверх-Дхарму» (Абхидхарма). Так возник буддийский Канон — Трапитака (на пали — Типитака), то есть «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах).

Учитель. (Сов. индийский храм. Сингапур. Фото Лимарева В.Н.)383 г до н.э.

Второй буддийский собор в Вайшали.

Согласно буддийских источников в городе Вайшали, где Будда прочитал свою последнюю проповедь, состоялся 2 буддийский собор.

(Развалины Вайшали находятся на реке Гадак близ деревни Басарх на северо-востоке штата Бихар).

Популярность буддистов к этому времени возросла, и последователи учения Будды организовали общины во многих местах Магадхи. Второй буддийский собор в 383 до н. э. как утверждают буддисты, провел царь Магадхи Каласока, что маловероятно. Но вероятно другое, что царь Калосока поддерживал буддистов, способствовавших приходу к власти династии Шайшунагов.

Отшельник. Шри Ланка. Статуэтка из коллекции Лимарева В.Н.

Собор созвали чтобы решить конфликт между традиционными школами буддизма и новым веяньем в буддизм Махасангхика.

В соответствии с традиционными школами, Будда был лишь обычным человеком, достигшим просветления, и этот опыт могли повторить монахи, следуя монашеским правилам. Преодолевая страдания, монахи могли стать архатами (высшая стадия духовного совершенствования, вышедшие из «колеса перерождений»). Сторонники Махасангхики считали такой взгляд эгоистичным. Они считали, что цель достижения архатства несущественна, а истинная цель — достижение полного состояния Будды. Такое воззрение в дальнейшем нашло отражение в Махаяне. Сторонники Махасангхики считали необходимым облегчить монашеский устав, и эта позиция была популярна среди большинства монахов и сторонников буддизма.

Собор только подтвердил раскол; ортодоксальные монахи объединились в школу стхавиравада, а их противники образовали школу махасангиков, которая разделилась на несколько сект.

Слово "махасангика" означает принадлежащий к "Великому собранию" (Махасангити), т. к. на этом соборе присутствовали и члены сангхи и миряне, т. е. уже в 4 веке до н. э. проявилось принципиальное различие между двумя направлениями буддизма: тхеравада представлена монашеской общиной, махаяна - смешанной общиной монахов и мирян.

Целью монахов в традиционном буддизме стать архатами, а монахи махаяна выбирают себе путь стать Бодхисаттвой. Путь Бодхисаттвы начинается с принятия обетов и считается доступным каждому. С позиции махаяны Бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ.

256 - 251 г до н.э.

Третий буддийский собор в столице империи Патлипутре (Патне).

Император Ашока отправлет своих детей Анулу и сына Михандра проповедовать буддизм в Шри-Ланку. Современная живопись Шри-Ланки.  Фото Лимарева В.Н.На семнадцатом году правления Императора Ашоки был созван Третий буддийский Собор, под руководством императора Ашоки. (Точная дата проведения собора не установлена). Его деятельность возглавил Тхера Моггалипутта Тисса. Сам Император опрашивал монахов из многих монастырей об учениях Будды. Те, кто придерживался неправильных взглядов, были выявлены и немедленно исключены из Сангхи.

Моггалипутта Тисса во время этого Собора, чтобы предотвратить еретическое поведение, составил книгу под названием Катхаваттху. Эта сборник рассуждений по спорным вопросам буддизма. Она выдвигает опровержения еретических взглядов, которым придерживались различные Буддийские секты.

По завершению собора, император Ашока отправлял монахов, хорошо разбирающихся в буддийских канонах, которые могли излагать их целиком по памяти, для миссионерской деятельности в девять различных стран.

83 г. до н.э.

Четвёртый буддийский собор.

Король сингалов Валагамбах (Ватта Гамани) (103-76 г до н.э.) в целях создания упорядочения буддийского учения и примирения соперничающих группировок в буддизме, созвал в ориентировочно в 83 г до н.э. буддийский собор, собор, вероятно, проходил в монастыре Абхайя-Гири, продолжался три года.

Порядка 500 монахов изложили учение Будды на пальмовых листьях, на основании этих записей был создан буддийски канон, основа школы тхеравада. Учения Будды были выражены в письменной форме на языке пали. Эта версия « Трёх корзин учения», « Типитака», известна как « Палийский канон». То, что это были первые попытки изложить учение в письменной форме, взывает сомнение, так как буддийские тексты записывались во времена Ашоки в 3 в до н.э. на третьем буддийском соборе.

Скорей всего буддийскими монахами была поделана работа по созданию канонов, исключению поздних наслоений, путем сличения с древними записями и обсуждения спорных моментов. Созданные каноны были помещены в созданную библиотеку при монастыре Абхайя-Гири.

Остатки монастыря Абхайя-Гири. Анурадхапура. Шри-Ланка. Фото Лимарева В.Н.

103-127  г  н.э.

Четвертый (не признанный буддистами тхеравада)  буддийский собор.

При Канишке 1 (103-127) Кушанское царство достигло апогея своего развития, превратившись в огромную империю со столицей в Пешаваре, включающую большую  часть Средней Азии  современные Пакистан и Афганистан, а также практически всю северную Индию.

Традиционно считается, что Канишка был покровителем буддистов, и при его правлении был созван четвертый буддийский собор, где инициатива принадлежала  школе сарвастивада (близка к школе тхеравада), но  школа тхеравада не признаёт этого собора, называют его «собором еретических монахов», и сведения о нём содержатся только в источниках махаяна.  

  • главная